Страницы

пятница, 7 декабря 2012 г.

Europa/Европа (1991)

Уже досмотрев фильм, узнала, что  «Европа» фон Триера - завершающая часть трилогии «E», куда также входят картины «Элемент преступления» (1984) и «Эпидемия» (1987).
Следовало бы смотреть по порядку, но тем не менее.
Серьезный и довольно сложный для восприятия фильм, но он прекрасен, правда.
И визуальная часть, и смысловая - все заслуживает похвалы.
Главное преимущество кинематографа в том, что можно манипулировать не только рабочим пространством для передачи определенного настроения/посыла, но и последующей обработкой видео. И тут важно отличать обычные спецухи, которые не несут смысловой нагрузки и те, которые добавляют глубины происходящему, второе дно, параллели. Вот тут как раз такое. Да, 1991 год, но тем не менее снято, смонтировано потрясающе. К тому же, обожаю цветовой прием в черно-белых фильмах, когда важные моменты внезапно приобретают краски.
Фильм начинается с насильного гипноза: уверенный и спокойный голос за кадром ведет свой счет и погружает нас в Европу. А точнее, в Германию 1945 года.
Молодой американец с немецкими корнями (Леопольд Кесслер) приезжает устраиваться проводником в ж/д экспресс, будучи полон надежды и оптимизма. Но уже в одной из первых сцен улыбка сползает с его лица и, увидев повешенных на столбах людей, он произносит фразу, которая является одной из ключевых в этой ленте: «Я думал, война уже закончилась».
Дальнейшее идет в этом ключе - послевоенная жизнь, то,  как сильно она пошатнула людские убеждения, моральные устои, веру, самосознание. Война кончилась, но обстановка накалена: страх, смятения, нищета, безработица, потерянность и разруха..
Главная тема для некоторых может не казаться очевидной, поскольку кино больше напоминает переплетение различных происшествий и обстоятельств, будто бы и не подчиненных общей идее. Но стоит лишь вспомнить название «Европа» и тут все становится на свои места.
Германия отображена в миниатюре: поезд, в каждом вагоне которого определенный социальный класс. Кесслер проводник спального вагона  первого класса, но в определенный момент ему предстоит пройтись по всему поезду и тогда он изумится. Нищета, заключенные, торчащие ребра, измотанные лица. И не удивительно, как американец может знать о делах европейских?
Или же можно находить Европу в образе Кэт (немецкая девушка, с которой знакомится Кесслер). Разлагающаяся совратительница, которая стремится лишь обнажить животные инстинкты непорочного американца, тут и подпольная нацистская организация с символичным названием «Вервульф».  И ничто её не остановит, не спасет, можно лишь уничтожить. Гуманизм весь уходит на какой-то совсем задний план, людей здесь нет, прошедшие войну уже не люди. Звери, убивавшие и предававшие, разумеется, цены такой жизни нет.

Или же можно исходить из откровенно кафкианских сцен и трактовать происходящее как подавление государством самосознания людей, как жесткие репрессии, отчуждение от самих себя. И если у тебя изначально нет радикальной позиции, то окружающее выведет тебя из того нейтралитета, забив голову нелепостями, бессмысленными инструкциями (чего стоят кадры с обнажением бюрократического идиотизма). В результате главный герой сам понимает, что им манипулировали, ну а развязка уж точно по Кафке.



Это одна из лучших лент, что я видела. 10/10.

2 комментария: