Страницы

вторник, 22 мая 2012 г.

Un homme qui dort/Человек, который спит (1974)

Потрясающая французская экзистенциальщина от не очень знаменитого режиссера Кейзанна и от знаменитого писателя Жоржа Перека.
Прекраснейшая работа о попытке отрешения от внешнего мира, о её причинах и следствиях.
Главный герой (29летний студент без имени - собирательность образа и все такое) постепенно погружается в некое сомнамбулическое состояние, отгораживаясь от окружающего и от самого себя безразличием.
Он отказывается быть частью социума, отказывается участвовать в жизни, впрочем, не лишая себя её в прямом смысле. И все это происходит без протеста, без бунта, без гордости и чувства превосходства. Как по щелчку происходит осознание того, что все потеряло значение и смысл. Герой не чувствует своей индивидуальности и даже не хочет обременять себя ею, стирает все отпечатки, которые она могла бы оставить. Он закрывает глаза и опускает руки, заперевшись в своей комнатушке с пугающе-узкой койкой, треснувшим зеркалом, миниатюрной раковиной и розовым тазиком, где отмачиваются 3 пары грязных носков. Студент перестает участвовать не только в общественной жизни, но и в своей собственной, упрощая деятельность, лишая её, например, оценочной стороны. Но все это не для того, чтоб "вернуться в прекрасное время,лишенное интеллектуальности", а для того, чтоб чувствовать себя защищенным, неуязвимым. Быть предоставленым самому себе, знать, что все предопределено и не испытывать к этому никаких эмоций. Можно было бы провести аналогию со взглядами буддистов (нет радости - нет боли, стремление к умиротворенному безразличию), но тут нет направления для выхода энергии, нет цели. День за днем он проводит в своем вакууме, пока не... Вот тут-то и оно. Появится ли что-то? Изменится?

Отмечу интересный подход к съемке: кино предстает не в виде привычных диалогов/монологов, а в виде некоего цельного видеоряда, отражающего то, о чем повествует талантливая француженка, остающаяся за кадром (собственно, в главных ролях и значатся лишь двое). Её интонация заслуживает особой похвалы, она вводит в транс, то нашептывая, то со злостью бормоча свои непонятные слова.

Отличный фильм.

2 комментария:

  1. Ответы
    1. вот мы тут сейчас слово за слово, да начали говорить про этот фильм. ты посмотрел его?

      Удалить