Слово «саспенс» (от англ. suspense — неопределённость, беспокойство, тревога ожидания, приостановка; от лат. suspendere — подвешивать) лингвистически вполне чётким образом пытается сказать внимающему о той позиции реальности, которая стала одним из важнейших механизмов производства «великого магистерия» для главного визуального действа мира. Понятно, что в большинстве случаев тиражирование приводит к внешней небрежности и внутренней пустоте, но таковы реалии как мог бы сказать любой прокатчик, единственному гению повествуя о горькой судьбе его «детища».
Осознавая подобное, тем более
становится неудивительным, что человек, чья биография — с высказываниями о тоталитаризме СССР в 1983 г ., уголовным
преследованием, бегствами по земному шару
— изобилует шифроблокнотами, снимет очередной образец для подражания
(после «Ребёнка Розмари», «Горькой луны» и далее), попытается наказать врагов
(много их) и приобрести новых друзей («Серебряный медведь», «Евро-Оскары»,
«Сезар»).
И здесь переходя вплотную к
фильму «Призрак» становится очевидным, что перед нами классический
постхичкоковский триллер от Романа Поланского. Классический, конечно, в смысле
наличия в нём стремления следовать традициям жанра сидя на всех «китах» консервативного
качества. И думаю, стоит признать,
подобные начинания увенчались успехом.
Но всё же основным достижением
этого фильма, на мой взгляд, стоит считать до такой степени органичное соединение
фактического материала (в прямом повседневном смысле) и художественного
вымысла, что вопрос о правдах и неправдах приобретает уникальное и естественное
для искусства качество. Немаловажной является также структура повествования,
навевающая воспоминания о Данте и акростихах вместе и одновременно.
Данте Алигьери |
Практически все события фильма
происходят на острове Мартас-Винъярд («свалить» с которого можно лишь на
мрачном пароме и личном самолёте) неподалёку от Новой Англии (всё это USA – и всё это символично),
который гротескно напоминает пейзажи Великобритании, запечатлённые в рекламе
гордой марки Barbour, добротно снабжённые всем необходимым – туманами,
назойливым маяком, всевидящим местным жителем (привет «Собаке Баскервилей»),
подозрительной гостиницей с ещё более подозрительным обслуживающим персоналом, ультрасовременным
жилищем своей прозрачностью напоминающим о кромешной холодной тьме, и ещё раз с
туманами...только на побережье.
В подобной компании неизвестному зрителю предлагается стать неизвестным главным героем (и по совместительству Юэном МакГрегором): без имени, мужчиной, холостым, с неопределёнными принципами и специфической профессией (её мало кто знает и ещё меньше признаёт) - написание мемуаров для сильных мира сего. В данном случае, этим сильным является внутренне слабый, трижды завербованный и нечистоплотный экс-премьер-министр (его прекрасно сыграл Пирс Броснан), строящий из себя самостоятельного от политики человека с одной официальной и одной неофициальной женой.
В подобной компании неизвестному зрителю предлагается стать неизвестным главным героем (и по совместительству Юэном МакГрегором): без имени, мужчиной, холостым, с неопределёнными принципами и специфической профессией (её мало кто знает и ещё меньше признаёт) - написание мемуаров для сильных мира сего. В данном случае, этим сильным является внутренне слабый, трижды завербованный и нечистоплотный экс-премьер-министр (его прекрасно сыграл Пирс Броснан), строящий из себя самостоятельного от политики человека с одной официальной и одной неофициальной женой.
Заведомо понятно, что в
многогранниках взаимоотношений даже тех редких вышеупомянутых персонажей правых
и виноватых будет найти очень сложно, даже если учитывать наигранную
прямолинейность сюжета. Мастерски играя с чувствами и эмоциями, обстоятельствами
и фактами, размывая грани учтивых принципов, Поланский как будто и не пытается
нас удивить, скорее он хотел «сознательного» страха и «смыслообразующего» шока,
выбора от которого нельзя освободиться. Подобное происходит, (если брать
предельно кратко) при оценке следующего удачного выражения: «Если вы не
занимаетесь политикой, это ещё не значит, что политика не займётся вами».
И в заключении хочется отметить финальный штрих рассматриваемого фильма, который оправдывает задействованную цель и используемые средства, ровно в тот момент, когда мы попытаемся поставить последнюю точку в предвкушении хорошего конца.
Приятного просмотра!
Комментариев нет:
Отправить комментарий